Дееспособность и правоспособность иностранных граждан
В аспекте МЧП Российской Федерации вопрос о право и дееспособности возникает либо применительно к иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, либо применительно к российским гражданам, пребывающим за рубежом. Указанные юридические категории так-же подходят для характеристики апатридов и бипатридов. Прежде чем вести речь о коллизионных при-вязках, формулирующих выбор права при определении право- и дееспособности, нужно четко опреде-лить, что включают в себя понятия «иностранные граждане» и «лица без гражданства». В соответствии с Федеральным законом 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федера-ции» к иностранным гражданам относятся лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к иностранному государству. К лицам без гражданства предъ-являются два требования: чтобы они не были гражданами Российской Федерации и не принадлежали к иностранному государству. Аналогичны по содержанию понятия, закрепленные в Федеральном законе 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации».
Термин «иностранные лица» используется и в Федеральном законе 2003 г. «Об основах государст-венного регулирования внешнеторговой деятельности». Для целей данного Закона согласно пункту 11 ст. 2 под иностранным лицом понимается физическое или юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства, которые не являются российски-ми лицами. А далее, в пункте 23 той же статьи, определяется российское лицо. Под таковым понимается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо физическое лицо, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории России, являющееся ее гражданином или имеющее право постоянного проживания в ней либо зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с российским законодательством.
Иностранные граждане подразделяются на постоянно проживающих и временно пребывающих на территории России. Учитывая это обстоятельство, к определению право- и дееспособности иностранцев следует подходить дифференцированно. Однако в российском законодательстве нормы, регламентирующие право- и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, не предусматривают какой-либо дифференциации в зависимости от категории иностранцев. Следовательно, особенности правового положения постоянно проживающих и временно находящихся в России иностранцев будут закреплены в специальных двусторонних соглашениях. Как правило, в таких вопросах, как трудовая деятельность, реализация права на жилье, социальное и меди-цинское обеспечение, образование, иностранцы, постоянно проживающие в России, пользуются в полном объеме теми же правами, какими обладают российские граждане.
Коллизионное регулирование отношений, связанных с определением правового положения физи-ческих и юридических лиц, претерпело заметное изменение с принятием части третьей Гражданского кодекса РФ. Что касается физических лиц, то в ранее действовавших Основах гражданского законо-дательства 1991 г. имелась единственная статья, посвященная выбору права при определении правоспособности и дееспособности иностранных граждан и лиц без гражданства. В разделе VI ГК РФ законодатель посвятил семь статей правовому положению физических лиц. Исходные коллизионные принципы остались теми же:
• гражданская дееспособность физического лица определяется по закону гражданства, для лиц без гражданства—по закону места жительства;
• неграждане (т. е. иностранцы и лица без гражданства) пользуются в
Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами;
• признание в России лица безвестно отсутствующим, объявление его
умершим, признание недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву.
В некоторые вопросы были внесены коррективы. Ранее гражданская дееспособность неграждан в отношении сделок, совершаемых в России, определялась безоговорочно по российскому праву. В пунк-те 2 ст. 1197 ГК РФ законодатель сформулировал существенное исключение из этого общего положе-ния: данное правило не применяется, если будет доказано, что другая сторона знала или должна была знать об отсутствии дееспособности.
В ранее действовавших Основах имелась односторонняя коллизионная норма, согласно которой гражданская дееспособность неграждан в отношении обязательств, возникающих вследствие причине-ния вреда в России, определялась по российскому праву. В Гражданском кодексе все вопросы, свя-занные с деликтными обязательствами, регулируются теперь специальными статьями 1219, 1220. Исхо-дя из анализа этих статей, гражданская дееспособность для данных правоотношений будет определяться по общим коллизионным принципам: по праву страны, где имело место обстоятельство, послужившее основанием для требований о возмещении вреда, при определенных условиях — праву страны, где наступил вред, и т.д.
Новыми вопросами, ранее не имевшими коллизионного регулирования, стали закрепленные в ГК РФ следующие нормы:
• об определении права, подлежащего применению при определении
прав физического лица на имя;
• об опеке и попечительстве (ранее коллизионные нормы по опеке и попечительству содержались в Кодексе о браке и семье РСФСР 1969 г.);
• об определении возможности физического лица заниматься предпринимательской деятельно-стью.
Но, пожалуй, одним из центральных моментов в закреплении норм, посвященных правовому по-ложению физических лиц, стало легальное закрепление такого часто используемого в доктрине и в учебной литературе понятия, как личный закон. Применительно к физическим лицам законодатель оп-ределил личный закон как закон гражданства. При этом если лицо является бипатридом, и одно из гра-жданств — российское, его личный закон — российское право. В случае если иностранец проживает в России, его личным законом тоже является российское право. Если у лица несколько иностранных гра-жданств, личным законом будет право страны, где иностранец проживает. Законодатель определил так-же и личный закон беженца: им считается право страны, предоставившей беженцу убежище.
Иностранцы и лица без гражданства пользуются в России гражданской правоспособностью нарав-не с российскими гражданами.
Такое положение закреплено в российском законодательстве (ст. 1196 ГК РФ) и представляет со-бой принцип национального режима.
Новой формулой, которая теперь закреплена статьей 1196 в отношении гражданской правоспособ-ности, является личный закон, который определяется по общим правилам, предусмотренным в статье 1 195. Как считают ученые, необходимость появления этой нормы связана с попыткой уйти от односто-ронних коллизионных норм, указывающих на возможность применения только российского права. В случае если российский суд будет рассматривать вопрос о гражданской правоспособности иностранцев, находящихся за пределами территории России, то применимым будет уже не российское право, а право страны, гражданами которой являются иностранцы.
Закрепив принцип национального режима для иностранцев в Российской Федерации, законодатель предусмотрел возможность устанавливать
изъятия из этого принципа. Такие изъятия содержатся во многих российских
законах и касаются возможности для иностранцев или занимать некоторые
должности, или иметь определенные (в том числе, имущественные) права.
Так, например, иностранцы не могут быть судьями, прокурорами, они не мо
гут занимать должности в органах государственной власти и управления, в
экипажах морских и воздушных судов. Согласно пункту 1 ст. 56 КТМ РФ на судах, плавающих под Го-сударственным флагом Российской Федерации, иностранцы не могут занимать должности капитана, старшего помощника капитана, старшего механика и радиоспециалиста. Аналогичные ограничения установлены Воздушным кодексом: в силу пункта 4 ст. 56 в состав летного экипажа гражданского воз-душного судна Российской Федерации могут входить только российские граждане.
В ряде российских законов установлены ограничения для осуществления иностранцами опреде-ленных видов деятельности. В Федеральном законе «Об архитектурной деятельности в Российской Фе-дерации» 1995 г. (в ред. от 10 января 2003 г.) иностранным гражданам, а также лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам право заниматься архитектурной деятельностью на территории России предоставляется только в случае, если это предусмотрено соответствующим международным договором; в противном случае они могут принимать участие в архитектурной деятельности только совместно с архитектором — гражданином РФ (или российским юридическим лицом).
Другое ограничение: в соответствии с Законом РФ Законом РФ 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах» за иностранцем признается авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет за пределами территории Российской Федерации, лишь при наличии соответствующего междуна-родного договора. С 1 января 2008 г. действует ст. 1231 ГК РФ, устанавливающая аналогичные ограни-чения в отношении исключительных и иных ителлектуальных прав на территории РФ. Определенные изъятия из принципа национального режима установлены для неграждан в Земельном кодексе. В соот-ветствии с пунктом 3 ст. 15 ЗК РФ иностранцы, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут иметь на праве собственности земельные участки, находящиеся на приграничных территориях, перечень которых определяется Президентом РФ, и на иных установленных особо территориях России.
Ограничено также право иностранцев на участие в приватизации государственных и муниципальных предприятий, которые расположены в границах закрытого территориального образования и выполняют государственный оборонный заказ. В соответствии со статьей 8 Федерального закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» 2000 г. иностранцы не могут быть учредителями общин малочисленных народов.
Не все ограничения, предусмотренные для иностранцев в российском законодательстве, можно считать обоснованными. Например, в соответствии с Федеральным законом 1995 г. «О сельскохозяйст-венной кооперации» иностранцы не могут быть членами сельскохозяйственного кооператива; в соответствии с Законом РФ 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» иностранный гражданин не может быть частным детективом. Иностранцы не могут быть аттестованы и зарегистрированы в качестве патентного поверенного (Положение о патентных поверенных, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1993 г.).
− Понятие субъекта международного частного права.
− Личный закон и национальность юридических лиц
− Правовое положение иностранных юридических лиц в России
− Государство как субъект международного частного права
− Международная межправительственная организация как субъект МЧП