Договоры в области семейного права, заключенные в рамках СНГ
В области семейного права почти всеми государствами — членами СНГ заключены двусторонние соглашения, одной из сторон которых является Российская Федерация. Наряду с двусторонними договорами, вопросы семейного права получили закрепление в Конвенции стран СНГ 1993 г. В ней закреплена коллизионная норма, указывающая право, которое определяет материальные условия заключения брака: для каждого из будущих супругов такое право определяется законом гражданства (для лиц без гражданства — законом постоянного места жительства). Должны быть соблюдены требования законодательства места заключения брака (ст. 26). Их несоблюдение препятствует заключению брака.
При решении вопроса о применимом праве по делам о расторжении брака действует закон общего гражданства супругов. В случае, если супруги являются гражданами разных государств — участников Конвенции, то применяется закон места расторжения брака (ст. 28). Следует обратить внимание на то, что положения российского Семейного кодекса 1995 г. применительно к материально-правовым условиям заключения брака, соответствуют конвенционным требованиям, а нормы о расторжении брака содержат другие коллизионные привязки.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о расторжении брака между лицами, являющимися гражданами государств—участников Конвенции стран СНГ 1993 г., будут применяться положения этой Конвенции. В том случае, если вопрос о расторжении брака будет решаться в отношении иностранца, не являющегося гражданином государства — участника Конвенции, будут применяться соответствующие национальные коллизионные нормы (ст. 160 СК РФ).
Особый интерес представляет коллизионное регулирование правоотношений между супругами. В Конвенции содержится ряд субсидиарных норм, представляющих пример аккумуляции. Согласно Конвенции правоотношения между супругами определяются по закону их совместного места жительства.
При отсутствии общего места жительства—по закону общего гражданства. В случае, если и это условие не выполняется — по закону государства, на территории которого они имели, свое последнее совместное место жительства. Наконец, если и это требование оказывается неприемлемым, то применяется закон государства, на территории которого рассматривается дело—т.е. закон суда (п. 1—4 ст. 27).
Специальная норма установлена для выбора права при регулировании отношений между супругами по вопросам недвижимого имущества. В этом случае действует классический коллизионный принцип — закон места нахождения недвижимости (п. 5 ст. 27).
В Конвенции получили закрепление правоотношения между родителями и детьми. Основным коллизионным принципом, регулирующим этот вопрос, является закон постоянного места жительства ребенка (п. 1 ст. 32). Однако по делам о взыскании алиментов с совершеннолетних детей применяется закон места жительства истца — лица, претендующего на получение алиментов (п. 2 ст. 32).
Отдельные коллизионные нормы посвящены вопросам регулирования опеки и попечительства. Это имеет особое значение, поскольку коллизионные нормы по вопросам опеки и попечительства не вошли в Семейный кодекс Российской Федерации 1995 г. в отличие от ранее действовавшего Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 г.
Согласно Конвенции установление и отмена опеки (попечительства) производятся по закону гражданства опекаемого. Правоотношения между опекуном и опекаемым регулируются по праву государства, учреждение которого назначило опекуна.
В Конвенции подробным образом регулируется компетентность учреждений государств—участников по делам об установлении или отмене опеки и попечительства, порядок назначения опекуна (попечителя), условия передачи опеки или попечительства учреждением одного государства учреждению другого (ст. 33—36). Отметим, что указанные нормы, имеют структуру коллизионных и не направлены на регулирование гражданских правоотношений в собственном смысле (т.е. отношений, имеющих имущественный характер), а опосредуют выбор права при совершении определенных процедурных мероприятий: например, порядок назначения опекуна. Эти нормы часто рассматривают как коллизионные.
Это связано еще и с тем, что в гражданском законодательстве большинства государств (в том числе и в законодательстве Российской Федерации) наряду с нормами, регулирующими непосредственно имущественные отношения (или личные неимущественные), содержатся нормы, регламентирующие процедуру или порядок совершения определенных действий (в том числе и порядок назначения опекуна или попечителя).
Несколько норм в Конвенции стран СНГ 1993 г. посвящено вопросам усыновления (ст. 37). Основным принципом при выборе права, регулирующего усыновление или его отмену, является закон гражданства усыновителя. В Конвенции разрешается вопрос выбора права в ситуациях, когда усыновитель и усыновляемый имеют различное гражданство. Конвенция устанавливает, что в таком случае дополнительно необходимо соблюдать требования законодательства государства, гражданином которого является усыновляемый (например, получить согласие законного представителя и компетентного государственного органа, а также согласие самого ребенка, если это вытекает из закона государства, гражданином которого является ребенок).
В случае если супруги-усыновители имеют различное гражданство (речь идет об усыновителях — гражданах государств — участников Конвенции), необходимо соблюдать условия законодательства гражданства обоих супругов (п. 4 ст. 37).
Другим примером международного договора, имеющего отношение к области семейного права и заключенного в рамках СНГ, можно считать Соглашение о гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов 1994 г. В этом Соглашении участвуют 12 государств, включая Российскую Федерацию.
В соответствии с Соглашением выплаты государственных социальных пособий гражданам, имеющим детей, осуществляются согласно законодательству места жительства ребенка. Расходы по выплате социальных пособий несет государство, на территории которого проживают граждане с детьми. В Соглашении специально подчеркивается, что государство выделяет денежные средства без требования взаимных расчетов с соответствующим государством, гражданами которого являются ребенок или его родители. Однако этот вопрос может быть решен иначе при заключении специальных двусторонних договоров.
Важное значение имеют нормы, сформулированные в статьях 5—7 Соглашения: положения, касающиеся выплаты алиментов иностранным гражданам государств-участников. Значение этих положений обусловлено тем, что с распадом СССР алиментные обязательства стали краеугольным вопросом в деятельности судебных приставов, исполняющих решения судов государств—членов СНГ по делам о взыскании алиментов с должников-иностранцев.
Коллизионным принципом, определяющим компетенцию права при установлении и взыскании алиментов, закрепляется закон места жительства заявителя.
Государства — участники Соглашения приняли на себя обязательства по исполнению судебных решений по алиментным делам (ст. 6). Государства обеспечивают свободный перевод денежных средств, полученных при уплате алиментов.
− Причины возникновения коллизий между семейным правом различных государств
− Коллизионные принципы в области брачно-семейных отношений
− Унификация норм в области семейного права
− Регулирование в Российской Федерации брачно-семейных отношений, осложненных иностранным элементом