Регулирование трудовой деятельности иностранцев в России
Основным принципом в области регулирования трудовой деятельности иностранцев в России является принцип национального режима. Этот принцип закреплен в Федеральном законе 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Смысл этого принципа состоит в том, что иностранные граждане (а также лица без гражданства) имеют на территории России такие же права в сфере трудовых отношений, что и граждане Российской Федерации. Содержанием этих прав является возможность свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию, требовать обеспечения безопасных условий труда, предоставления права на отдых при осуществлении трудовых обязанностей, вознаграждения за труд (причем не ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом Российской Федерации).
Будучи юридически наделенными всем объемом прав для реализации своих профессиональных знаний, иностранные граждане могут быть фактически ограничены в осуществлении некоторых прав, например права на своевременное получение заработной платы. Однако этот негативный момент связан не с дискриминацией работников по признаку иностранного гражданства, а с экономическим кризисом, наступившим в России в конце 90-х годов. Разумеется, что иностранным работникам в некоторых ситуациях может быть гораздо сложнее отстаивать свои интересы по сравнению с отечественными «коллегами».
Иностранцы могут реализовывать свое право на труд различными способами: путем осуществления трудовой деятельности в качестве работников коммерческих и некоммерческих организаций, а так же у индивидуальных предпринимателей; осуществлять предпринимательскую деятельность; работать в дипломатических и консульских учреждениях своего государства; в филиалах и представительствах иностранных юридических лиц, создаваемых на территории Российской Федерации. Работодатели могут приглашать иностранцев в качестве домашних работников, воспитателей детей и учителей. При этом ответственность за соблюдение российского законодательства в части регистрации, обеспечения работой, медицинской помощью и жильем, а также за своевременный выезд из России будут нести работодатели.
Распространяя национальный режим на иностранцев при осуществлении ими трудовых отношений, российский законодатель предусмотрел ряд изъятий из этого принципа. Иностранцы не имеют возможности реализовывать свое право на труд в «закрытых» для них сферах. Например, в соответствии со статьей 3 Федерального закона 1995 г. «Об основах государственной службы РФ» (утратил силу) и ст.13 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 2004 г. государственным служащим может быть только гражданин России. В ряде нормативных актов установлены специальные нормы, позволяющие иностранным гражданам осуществлять определенные виды деятельности при соблюдении некоторых оговорок. Так, иностранные граждане, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку не в России, могут быть допущены к медицинской деятельности только после сдачи соответствующего экзамена.
В 1993 г. был принят Указ Президента РФ, утвердивший Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы. Этим Положением было предусмотрено лицензирование деятельности по привлечению иностранной рабочей силы. Но следует помнить, что порядок привлечения иностранцев к трудовой деятельности регулируется прежде всего Федеральным законом о правовом положении иностранных граждан, в соответствии с которым работодатель обязан оформить соответствующим образом разрешение на привлечение и использование иностранных работников и только потом предоставить им приглашения для въезда в Россию.
В 2002 г. постановлением Правительства РФ было утверждено Положение о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу. Учитывая, что привлечение иностранных граждан для осуществления ими трудовой деятельности на территории России находится под контролем органов исполнительной власти, ежегодно устанавливаются квоты, определяющие число иностранных работников. Эти квоты устанавливает федеральный орган исполнительной власти. При приеме иностранных граждан на работу учитываются приоритетные виды трудовой деятельности, а также те регионы, которые наиболее всего заинтересованы в привлечении иностранной рабочей силы. Перечень российских регионов, обладающих приоритетным правом найма иностранных работников, и список приоритетных профессий ежегодно должны утверждаться Правительством Российской Федерации.
По общему правилу иностранцы, постоянно проживающие в России, могут заниматься трудовой деятельностью в таком же порядке, какой предусмотрен и для российских граждан, за исключением занятия определенных должностей, которые могут занимать только российские граждане. Что касается иностранцев, временно проживающих в России, то для них согласно статье 13 упомянутого Федерального закона предусмотрены специальные ограничения по осуществлению трудовой деятельности. Эта категория иностранцев не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого иностранцам разрешается временное проживание.
Изъятия из принципа национального режима в сфере регулирования трудовых отношений содержатся в различных законах, однако все они базируются на общем Федеральном законе 2002 г., закрепляющем правовой статус иностранцев в Российской Федерации, пришедшим на смену союзному Закону о правовом положении иностранных граждан в СССР 1981 г.
Согласно Закону 2002 г. иностранный гражданин не может:
• находиться на государственной или муниципальной службе;
• замещать должности капитана, старшего помощника капитана, старшего механика и радиоспециалиста в составе экипажа судна, плавающего под государственным флагом России (данное ограничение установлено ст. 56 КТМ РФ на которую в Законе дается ссылка);
• быть командиром воздушного судна гражданской авиации Российской Федерации;
• быть членом экипажа военного корабля России или другого эксплуатируемого вне коммерческих целей судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
• быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации (их перечень утверждается Правительством РФ).
Перечень изъятий, установленных Законом, остается открытым, поскольку сопровождается обобщающим предложением о том, что иностранцам запрещается заниматься иной деятельностью, замещать иные должности, допуск к которым ограничен федеральным законом. В качестве примера к данному положению можно назвать Закон 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», в соответствии с которым частным детективом может быть только гражданин Российской Федерации.
− Международные трудовые отношения и международное частное право
− Коллизионные принципы в области международных трудовых отношений
− Вопросы социального обеспечения
− Деятельность Международной организации труда