Международно-правовое регулирование отношений собственности в СНГ

Сотрудничество стран СНГ осуществляется в различных сферах жизнедеятельности: в области внешнеэкономической деятельности, охраны окружающей природной среды, в сфере образования, нау-ки, культуры, техники и других областях. В поле правового регулирования СНГ включаются и вопросы права собственности, получившие закрепление в специальном нормативном акте — Согла-шении стран СНГ о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 г., являющемся примером региональной унификации коллизионно-правовых норм. Оно состоит из 19 статей и включает следующие основные положения:

• Государства-участники взаимно признают переход союзного имущества в собственность каждо-го из них, в том случае, когда данное имущество расположено на территории соответствующего госу-дарства-участника.

• Каждое государство-участник признает право собственности других государств-участников, права собственности его граждан и юридических лиц на объекты, находившиеся на 1 декабря 1990 г. в ведении органов государственного управления других бывших союзных республик в составе Союза ССР.

• Право собственности на землю и другие природные ресурсы регулируется законодательством государства, на территории которого находятся объекты собственности.

• Объекты социальной сферы (санатории, базы отдыха и т.п.) остаются в собственности тех госу-дарств (бывших республик Союза ССР), за счет средств которых осуществлялось их строительство, не-зависимо от того, на территории какого государства-участника они расположены. Объекты неза-вершенного строительства могут быть переданы в долевую или совместную собственность по отдель-ному соглашению государств.

• Собственность государств-участников, их юридических и физических лиц пользуется полной и безусловной правовой защитой, обеспечиваемой государством, на территории которого она находится. Эта собственность не может быть подвергнута принудительному изъятию, за исключением случаев, установленных законодательными актами. В случае принудительного изъятия собственности государство обязано выплатить компенсацию, соответствующую реальной стоимости изымаемой собственности.

Другим примером унификации правовых норм по вопросам собственности в рамках СНГ является включение в Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. статьи 38 «Право собственности». Данная норма является коллизионной и закрепляет следующие основные положения:

• Право собственности на недвижимое имущество определяется по праву государства, на терри-тории которого оно находится.

• Вопрос о том, относится ли имущество к категории недвижимого, решается по праву государст-ва, на территории которого оно находится.

• Право собственности на транспортные средства, подлежащие внесению в государственные рее-стры, определяется по праву государства, на территории которого находится регистрирующий орган.

• Возникновение и прекращение права собственности или иного вещного права на имущество определяется по праву государства, на территории которого находилось имущество в том момент, когда имело место действие, послужившее основанием возникновения или прекращения такого права.

• Возникновение и прекращение права собственности или иного вещного права на имущество, являющееся предметом сделки, определяется по праву места совершения сделки.

В рамках СНГ, помимо указанных соглашений, посвященных преимущественно разделу «союзной собственности», были приняты договоры в области регулирования иностранных инвестиций. К их числу относятся Ашхабадское соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, вступившее в силу 21 ноября 1994 г., и Минская конвенция о защите прав инвестора, вступившая в силу 21 января 1999 г.

Инвестиционная деятельность, как уже было отмечено, представляет повышенный интерес для предпринимателей разных государств. Унификация законодательства на региональном уровне всегда имеет положительный результат, поскольку учитывает экономические, географические и социальные особенности конкретного территориального образования. Принимая во внимание эти два фактора, уча-стники Содружества и предопределили установление общих подходов для регулирования режима ино-странных инвестиций.

В соответствии с Соглашением 1993 г. режимом, избранным странами-участницами, стал нацио-нальный режим. Однако впоследствии возникли проблемы при толковании положений статьи 6 Согла-шения, закрепляющей не национальный режим, а режим наибольшего благоприятствования: «От-ношения, связанные с инвестициями Сторон, регулируются соответствующими положениями законодательства государства по месту инвестирования, установленными для инвесторов этого государства настоящим Соглашением и другими соглашениями, в которых участвуют Стороны. При этом в ходе дальнейшего совершенствования законодательства Стороны будут исходить из того, что правовой режим инвестиций Сторон, а также деятельность инвесторов по их осуществлению, не могут быть менее благоприятными, чем режим для инвестиционной деятельности юридических и физических лиц государства по месту инвестирования». В литературе высказаны мнения о неудачной формулировке статьи 6, фраза в которой «не могут быть менее благоприятными...» используется при определении режима наибольшего благоприятствования, а не национального режима.

Для предприятий, которые производят инвестиции в приоритетные отрасли хозяйства и в отдель-ные, наименее осваиваемые регионы, согласно Соглашению может устанавливаться льготный порядок налогообложения.

В Соглашении, помимо материальных, формулируются несколько коллизионных норм. В частно-сти, коллизионному регулированию подчиняются два немаловажных вопроса: о праве инвесторов пользоваться землей и другими природными ресурсами и о страховании имущества.

В развитие Соглашения 1993 г. была принята Конвенция о защите прав инвестора 1997 г., в кото-рой содержится определение таких понятий, как «инвестор», «инвестиции», «страна происхождения инвестиции», «страна-реципиент», «вещное право». Главным значением Конвенции можно считать нормы, закрепляющие гарантии защиты инвестиций от изменения законодательства, осуществления актов национализации, реквизиции, принятия решений государственных органов, ущемляющих права инвестора, а также включение положения о компенсации за нанесение ущерба инвестору.

− Общие положения о праве собственности в МЧП
− Коллизии при решении вопросов права собственности
− Коллизионно-правовое регулирование вещных прав
− Правовое регулирование иностранных инвестиций